Разное » Рынки. Обзоры, аналитика, прогнозы » Великолепная "Восьмерка"
+ Подписаться
  1. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей

    Великолепная "Восьмерка"

    Коалиция демократических государств, обладающих крупнейшими экономиками, ныне называющаяся "Большой Восьмеркой"\The Group of Eight, Great Eight или G8, была "Большой Пятеркой", "Большой Шестеркой" и "Большой Семеркой".

    В отличие от других международных структур, "Большая Восьмерка" не имеет секретариата, а её члены не подписывают формальных договоров, страны-участницы не приобретают никаких специфических прав или обязанностей. Решения, принимаемые на саммитах, имеют рекомендательный характер, и страны-участницы вольны выполнять (или не выполнять) их. Саммит "Восьмерки" может быть очень эффективным для запуска каких-либо инициатив, если так пожелают её члены. Это место, где великие державы могут быстро принять совместное решение и даже выполнить его. На саммитах "Восьмерки" иногда инициируются важные программы. Например, именно здесь были предприняты первые усилия по борьбе с финансированием международного терроризма - впоследствии это привело к созданию очень важных транснациональных структур.

    "Большую Восьмерку" воспринимают как одну из главных организаций, координирующих международную экономическую политику. В ее работе участвуют две главные экономические силы мира - США и Европейский Союз. Эффективность действий "Восьмерки" зависит от проблем, которые она обсуждает. "Восьмерка" традиционно не преуспевает, если разговор идет о глобальной экономике, о валютах или торговле, то есть, о вопросах, которые затрагивают интересы других крупных держав, не входящих в состав этого привилегированного клуба. Тем не менее, "Восьмерка" очень мало чего реально решает. Членство в "Восьмерке" не оказывает серьезного влияния на политику государств, участвующих в ее работе.

    Однако "Восьмерка" (точнее, ее предыдущие формы) может похвастаться определенными достижениями. К примеру, в 1978 году на саммите в Бонне было достигнуто соглашение о генеральных принципах уменьшения таможенных барьеров в сфере международной торговли (детали соглашения были утрясены чуть позже на Токийском раунде переговоров о тарифах и торговле - ГАТТ\GATT). В 1983 году "Семерка" сформулировала общую позицию по вопросу размещения в Европе ракет средней дальности. В 1989 году было принято решение о списании долгов наиболее бедным странам мира, а также совместной борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности (в результате, была создана международная Группа Финансовых Действий\ Financial Action Task Force). На саммите 1999 года были пересмотрены механизмы оказания помощи странам, пострадавшим в результате азиатского экономического кризиса, а также сформулированы общие подходы по проблеме Косово. В 2001 году "Восьмерка" фактически создала Глобальный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

    Деятельность "Восьмерки" (а также ее предшественников) традиционно подвергается критике. Основной набор аргументов выглядит следующим образом: эта структура обращает внимание исключительно на интересы стран-участниц, и что ее решения в иных сферах мало- или вообще неэффективны. Подвергается сомнению и принцип комплектования этой структуры: к примеру, в "Восьмерку" входит Россия, но не входит Индия. В этой связи указывается, что население Индии больше российского почти в 8 раз, объем валового внутреннего продукта также превосходит российский ($650 млрд. против $615 млрд. в 2005 году), а индийская демократия появилась намного раньше, чем российская (в 1947-м, а не в 1991 году). Существует также группа экспертов, которые считают, что "Большая Восьмерка" стала политическим анахронизмом. В любом случае, совокупная экономическая мощь стран-участниц "Восьмерки" постепенно уменьшается - за счет бурного развития новых экономических сверхдержав.

    Нынешняя "Восьмерка" появилась на свет в 1975 году, когда по инициативе президента Франции Жискар д'Эстена и канцлера Германии Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе прошел Экономический Саммит, на котором представители США, Франции, Германии, Великобритании и Японии впервые обсудили вопросы глобальной экономики. Однако подлинным местом рождения коалиции также может считаться библиотека Белого Дома. В ней в начале 1970-х годов проходили неформальные дискуссии министров финансов этих стран. Необходимость во встречах финансистов была вызвана глобальным экономическим кризисом, который начался в 1973 году, после введения эмбарго на поставку нефти в США и Западную Европу арабскими странами-экспортерами. "Библиотечная группа" (полуофициальное название сложившейся структуры) пришла к выводу о необходимости проведения подобных обсуждений на самом высшем уровне. Во второй половине 1970-х годов к "Большой Пятерке" присоединились Италия (1975), Европейская Комиссия - ныне Европейский Союз (1977) и Канада (1978), в результате чего "Пятерка" превратилась в "Семерку". Официально об ее образовании было объявлено в 1985 году.

    Подобные встречи представляли собой обсуждение наиболее важных и болезненных экономических вопросов в неформальной обстановке. В 1980-е годы эти встречи стали более регулярными, в них старались принимать участие первые лица государств, что сделало саммиты более официозными и формальными. Впрочем, по традиции, если первый и третий дни саммита проходят в официальной атмосфере, то второй день позволяет лидерам государств общаться тет-а-тет, без соблюдения церемоний, вне досягаемости прессы.

    Постепенно к дискуссиям на экономические темы прибавились и обсуждения политических вопросов. На протяжении последних лет традиционно обсуждались вопросы помощи "бедным" странам и регионам (прежде всего, Африке - это единственный регион мира, который стал жить беднее за последние десятилетия), проблемы международной безопасности, мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта. Кроме того, в последнее десятилетие внимание стало уделяться энергетической безопасности и проблеме глобального изменения климата.

    В 1997 году на саммите в Денвере Россия стала членом этой организации, которая превратилась в "Восьмерку". Ныне считается, что идея пригласить Россию в элитный клуб демократических государств мира исходила от президента США Билла Клинтона\Bill Clinton. Приглашение России решало две главные задачи: во-первых, это был своеобразный "аванс", показывающий, что Большая Семерка считает Россию подлинной демократией и мощным международным игроком, во-вторых, это была своеобразная компенсация России за расширение блока НАТО\NATO.

    Ежегодно саммит проводится на территории другой страны. Порядок приема саммитов различными странами определен временем присоединения к "Восьмерке" государства-участника: ныне он выглядит следующим образом: Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Италия, Канада, Россия. Следующие саммиты будут происходить в Японии (2008), Италии (2009), Канаде (2010), Франции (2011) и США (2012).

    Лидер государства, принимающего "Восьмерку" в этот год, является президентом данной структуры - его полномочия вступают в силу 1 января. Страна, принимающая саммит (обычно продолжается 3 дня), предварительно организует серию встреч более низкого уровня, в частности, среди министров государств-участников.
    Недоступно! Pro 0
    Поделиться
    Просмотров: 5,381
  2. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей
    Эпигоны глобальной власти

    "Большая Восьмерка" может стать и "Девяткой", если, как ожидается, когда-либо в состав коалиции войдет Китай, "Десяткой" (плюс Индия) и даже "Одиннадцаткой" (плюс Бразилия). Существуют и другие варианты трансформации этого элитного клуба.

    Потребность в создании новых механизмов глобального управления впервые была признана на саммите ООН в сентябре 2005 года. Тогда звучали многочисленные призывы к укреплению ООН и улучшению системы. Однако за это время особых подвижек в этом направлении не произошло. Однако все большее число политиков и экспертов отмечают, что в современном мире решения требуется принимать быстро и решительно - ныне существующие структуры с этой задачей справляются далеко не всегда.

    К примеру, процесс принятия решений, который практикует ООН, считается "заторможенным" - во многих случаях ООН либо не успевала за ходом событий (так было, например, когда она оказалась неспособной отреагировать на геноцид в Руанде), либо попадает под влияние групп стран, спаянных общими интересами и преследующих свои, а не общечеловеческие, цели. Международные финансовые институты, наподобие Всемирного банка\World Bank и Международного Валютного Фонда\International Monetary Fund призваны решать узкоспециальные задачи и также часто действуют неудачно. Другие глобальные форумы работают по той же схеме и не могут претендовать на роль глобального правительства.

    За последние годы высказывалось достаточно много идей о том, как улучшить ситуацию в этой сфере. К примеру, в рамках ООН, в дополнение к Совету Безопасности, предлагалось создать Социально-Экономически-Экологический Совет, который бы занимался решением указанных в его названии проблем (как известно, Совет Безопасности специализируется на вопросах безопасности). Также предлагалось модифицировать мировые финансовые институты - например, изменить порядок управления ими, превратив ныне существующие советы директоров, в которых заседают представители государств-членов, в саммиты, в которых будут участвовать первые лица государств.

    В свою очередь, Большая Восьмерка представляет из себя набор стран, которые доминировали на мировой арене в середине 20-го века. Несмотря на то, что они остаются мощнейшими во всех смыслах державами, однозначно, что их частный клуб не представляет интересов остального мира. Под давлением "новых" индустриально развитых государств в 1999 году "Восьмерка" впервые стала "Двадцаткой", когда к вышеупомянутым участникам присоединились Аргентина, Австралия, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея и Турция. Предполагается, что в перспективе статус "двадцатки" будет каким-либо образом формализован.

    В любом случае, в мире уже появились конкурирующие организации-эпигоны "Большой Восьмерки". В 1997 году появилась группа D8 (Developing 8\"Развивающаяся Восьмерка"), которую создали восемь динамично развивающихся мусульманских государств - Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция. Декларируется, что D8 ставит своей главной задачей повышение уровня влияния стран-членов на мировые дела. Несмотря на то, что D8 имеет постоянный секретариат и проводит ежегодные саммиты, ее влияние на мир пока невелико. Кроме того, участники этой структуры согласились развивать торговлю, для чего собираются создавать друг другу режим наибольшего благоприятствования в этой сфере.

    В 1999 году была организована группа 20-ти ведущих индустриальных государств (изначально она называлась G33, впоследствии стала G20 - от Great 20\"Большая Двадцатка"). Наряду с крупнейшими европейскими державами, в ее состав входит Россия, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия и пр. Эта структура ежегодно проводит саммиты, на которых обсуждаются вопросы торговли, приватизации, управления потоками капиталов, защита интеллектуальной собственности и пр.

    В 2003 году возникла другая структура под тем же названием G20 (Group 20\"Группа Двадцати", иногда используются и иные названия и аббревиатуры, например, G21), которую образовали развивающиеся страны. Инициаторами этого процесса стали Бразилия, Индия и ЮАР. В состав этой структуры также вошли такие страны, как Пакистан, Египет, Куба, Чили, Китай и др. (ни одно постсоветское государство к G20 не присоединилось). Ныне на долю G20 приходится примерно 60% населения планеты, 70% крестьян мира и 26% мирового сельскохозяйственного экспорта (данные 2005 года).

    В 2005 году появилась G11 (Group of Eleven\"Группа Одиннадцати"), которая объединила страны, ставящие своей главной задачей уменьшение внешнего долга и облегчение доступа к мировым финансовым ресурсам. В состав этой структуры вошли Иордания, Хорватия, Гондурас, Шри Ланка и др., в том числе и Грузия.

    В 2006 году появилась новая идея: создать организацию, объединяющую государства-лидеры, а не государства, обладающие крупнейшими экономиками (условное название LX, где L - первая буква слова leader\"лидер", а X - количество государств, которые войдут в состав этой структуры). Авторы этой идеи указывали, что отнюдь не все страны мира, играющие первую скрипку на мировой арене, могут похвастаться большими размерами своих экономик. К примеру, влияние Ватикана на судьбы человечества крайне велико, однако его экономика имеет микроскопические размеры. В состав LX должны войти государства, представляющие все континенты (в Большую Восьмерку не входят страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Австралия и пр.), предположительно 20 стран (таким образом, организация будет называться L20). Лидеры человечества должны будут оперативно реагировать на глобальные и региональные проблемы и совместно искать пути их решения, то есть L20 призвана стать важной дискуссионной площадкой.

    Еще одна идея связана с созданием специализированной экологической структуры, с ориентировочным названием, наподобие E8 (Environmental 8\"Восьмерка по Охране Окружающей Среды"). E8 должна объединить страны, способные влиять на мировую экологическую политику - это особо важно, поскольку мир вступает в эпоху глобального потепления. В E8 предполагается пригласить США, Европейский Союз, Японию, Россию, Китай, Индию, Бразилию и ЮАР - они отобраны на основе своей экологической и политической значимости. На долю этих государств приходится 80% мирового ВВП.
  3. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей
    Протоколы Восьми

    На саммите Большой Восьмерки в Хайлигендамме (Германия) будут обсуждаться многие вопросы, которые уже неоднократно дебатировались членами этой организации. В частности, в программу входят вопросы глобальной экономики и торговли, борьба с эпидемией ВИЧ\СПИД, проблемы Африки, Ирана, Судана (кризис в Дарфуре), Северной Кореи и Ближнего Востока. Мы предлагаем перечень и основную повестку дня саммитов Большой Восьмерки, в которых принимала участие Россия.

    Саммит в Санкт-Петербурге (Россия). 2006 год. Главные темы дискуссий и деклараций: глобальная энергетическая безопасность; образование в условиях мировой экономики, основанной на знаниях; борьба с распространением инфекционных заболеваний. Также обсуждалось состояние мировой экономики, торговли, борьба с хищениями интеллектуальной собственности и коррупцией, проблемы Африки, распространение оружия массового уничтожения (Иран, Северная Корея, "ядерный" терроризм), а также проблемы Ближнего Востока, Афганистана, Дарфура, Косово и Нагорного Карабаха.

    Саммит в Глениглсе (Шотландия). 2005 год. Жизнь внесла коррективы в программу Большой Восьмерки - в разгар саммита в Лондоне были проведены теракты, что отразилось на дискуссии. В итоге, обсуждались: атаки террористов на Лондон, изменение климата, проблемы Африки (в частности, члены "Восьмерки" согласились списать долги многим африканским странам и к 2010 году удвоить объемы помощи), проблемы глобальной экономики, торговли и положение с нефтью, подготовка и борьба с последствиями стихийных бедствий, распространение оружия массового уничтожения, Ближний Восток, Палестина, Иран, Ирак, Судан, Северная Корея, Афганистан, Ливан, Гаити, Зимбабве и реформа ООН.

    Саммит на Си- Айленде (США). 2004 год. Дебатировались: проблемы Ближнего Востока, терроризм, мировая экономика, проблемы Африки, а также Палестины, Северной Кореи, Афганистана, Гаити и Судана.

    Саммит в Эвиане (Франция). 2003 год. Лидеры "Восьмерки" говорили о: поддержке мирового экономического роста, предотвращении финансовых кризисов, помощи Африке (борьба с голодом, положение женщин, состояние системы здравоохранения, списание долгов и пр.), экологических проблемах (незаконная вырубка лесов, ядерная безопасность и пр.), нераспространении оружия массового уничтожения, терроризме, безопасности на транспорте, Ираке, Израиле-Палестине, Северной Корее, Иране, Алжире и Зимбабве.

    Саммит в Кананаскисе (Канада). 2002 год. Главные темы: борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, безопасность на транспорте, проблемы устойчивого развития, помощь развивающимся странам в освоении информационных технологий, помощь Африке, проблемы Ближнего Востока, Афганистана, Индии и Пакистана.

    Саммит в Генуе (Италия). 2001 год. Обсуждались: различные аспекты ликвидации бедности, охрана окружающей среды, безопасность продуктов питания и повышение благосостояния населения. В Генуе прошли массовые акции протеста антиглобалистов, которые привели к смертям. Члены "Восьмерки" особо поблагодарили власти города за гостеприимство.

    Саммит на Окинаве (Япония). 2000 год. Дебатировались: развитие мировой экономики, развитие информационных технологий, помощь развивающимся странам (в частности, списание их долгов), улучшение здоровья населения, улучшение систем образования, развитие международной торговли, поддержка культурного разнообразия в мире, борьба с преступностью и наркотиками, проблема старения населения, вопросы биотехнологий и науки о жизни, охрана окружающей среды, ядерная безопасность, предотвращение конфликтов, разоружение и контроль за распространением оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом.

    Саммит в Кельне (Германия). 1999 год. В повестку дня вошли: обеспечение устойчивого роста мировой экономики, работа Всемирной Торговой Организации, решение проблемы занятости, решение проблемы образования, укрепление систем социального обеспечения, помощь "бедным" странам, защита окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения, предотвращение войн и кризисов, борьба с эпидемиями и международной преступностью, а также "проблема-2000".

    Саммит в Бирмингеме (Англия). 1998 год. Обсуждались проблемы глобальной экономики, в первую очередь экономического кризиса в Азии, Всемирная Торговая Организация, помощь Африке, развитие эффективного энергетического рынка, борьба с глобальным потеплением, с безработицей, криминалом и наркоторговлей, нераспространение оружия массового уничтожения и "проблема-2000" (знаменитый компьютерный сбой, который не привел к ожидавшимся ужасным результатам).

    Саммит в Денвере (США). 1997 год. Обсуждались глобализация, старение населения индустриально развитых государств, проблемы малого бизнеса, охрана окружающей среды (защита лесов, океанов, источников пресной воды, проблема глобального потепления и пр.), ядерная безопасность, энергетика, борьба с незаконным оборотом наркотиков, терроризм, реформа ООН, помощь Африке, проблемы Ближнего Востока, Албании, Кипра и т.д.

    По материалам Washington ProFile
  4. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей
    Первую скрипку в мире начинают играть нефтяные компании, которые полностью или частично контролируются государствами.

    В последние три десятилетия большую часть нефти, поступавшую на мировой рынок, добывали частные компании (часто - транснациональные). Примерно 40% нефти добывали индустриально развитые государства, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития\OECD, которые обеспечивали и львиную долю капиталовложений.

    Однако в будущем ситуация кардинально изменится. По оценкам Международного Энергетического Агентства\International Energy Agency, в ближайшие 20 лет до 90% нефти, добываемой из новых месторождений, будет поступать из развивающихся стран. Причем большая часть инвестиций будет приходиться на долю нефтяных компаний, либо напрямую принадлежащих государствам, либо контролируемых ими.

    Исследовательский Baker Institute опубликовал исследование о настоящем и будущем государственных нефтяных структур. По его данным, в 2005 году эти компании контролируют 10% мировых запасов нефти. Дополнительно к этому, еще 6% мировых запасов нефти принадлежат фирмам, которые находятся под косвенным контролем государств (либо государства владеют значительными пакетами их акций, либо назначают топ-менеджеров и пр.). Для сравнения, частные энергетические корпорации, акции которых находятся в свободной продаже на мировых финансовых рынках, контролируют менее 10% мировых запасов. Бюллетень Petroleum Intelligence Weekly в 2006 году опубликовал рейтинг крупнейших нефтяных компаний мира, ранжировав их на основе объемов разведанных запасов "черного золота". В первую двадцатку вошли 14 государственных или полугосударственных компаний.

    Международное Энергетическое Агентство прогнозирует, что в ближайшие 30 лет понадобятся инвестиции в размере $2.2 трлн., чтобы обеспечить потребности человечества в нефти. Однако Baker Institute считает, что эта задача вполне вероятно не будет выполнена. Причиной является "двойная" сущность государственных и полугосударственных нефтяных компаний.

    Дело в том, что большинство государств используют подконтрольные им энергетические компании в качестве инструмента достижения определенных социально-экономических и политических целей. В результате, компании обречены становиться менее эффективными - поскольку главная задача любого бизнеса - получение прибыли - в этой ситуации нивелируется или отходит на второй план. Отсутствие высоких прибылей, в свою очередь, уменьшает возможности государственных компаний в сфере привлечения заемных средств. С другой стороны, государственные и полугосударственные фирмы, как правило, имеют весьма тесные связи с властями. В результате, они становятся менее "прозрачными", многие назначения основываются на принадлежности к определенной властной группировке и т.д. Последствием этого становится неэффективный менеджмент и стагнация - частично именно этими факторами объясняется тот факт, что мировая нефтяная промышленность не поспевает за ростом потребления.

    Университет Райс\Rice University показывает, что контролируемые государством структуры в своей деятельности ставят во главу угла нерыночные цели. К примеру, обычная компания, как правило, заинтересована в снижении издержек, поэтому она стремится максимально задействовать новые технологии и оптимизировать процесс работы, чтобы избавиться от ненужных сотрудников. Государственная компания часто вынуждена, наоборот, нанимать на работу ненужных ей сотрудников (таким образом, издержки увеличиваются, а производительность труда в фирме, наоборот, снижается). Наем "балластных" сотрудников может происходить по разным причинам. Иногда государства пытаются таким образом улучшить ситуацию в сфере занятости - просто обеспечить работой максимальное число людей. Иногда в штате компании (как правило, на средних и высших должностях) оказываются люди, которые приняты на работу в результате рекомендаций чиновников.

    Вторым проявлением этой модели поведения является снабжение населения страны топливом по заниженным ценам (здесь, опять-таки, с помощью государственных нефтяных компаний власти страны решают социальные проблемы). Кроме этого, с помощью нефтяных компаний государства осуществляют программы индустриализации, повышения жизненного уровня населения и пытаются достигать определенных целей в сфере внутренней и внешней политики. В результате, резюмируют авторы исследования, государственные нефтяные структуры живут только сегодняшним днем, мало заботясь о будущем.

    Baker Institute проанализировал результаты деятельности 80-ти нефтяных компаний за период с 2002 по 2004 год. Исследование показало, что в случае, если в одной стране действуют две и более государственных структур, занимающихся этой сферой бизнеса, то в этом случае заметно снижается уровень коррупции и объемы неразумных затрат. Кроме этого, эффективность работы подобных фирм повышается, если подобные структуры продают свои акции на западных биржах.
  5. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей
    Идеология нефти

    Государственные нефтяные компании существуют достаточно давно, при этом они по-разному управляются и решают разные стратегические задачи.

    Леонардо Маугери\Leonardo Maugeri, автор книги "Век Нефти. Мифология"\The Age of Oil The Mythology, History, and Future of the World's Most Controversial Resource, отмечает, что цели и задачи нефтяных компаний (в том числе и контролируемых государствами) кардинально менялись. Он указывает, что всего лишь за два десятилетия человечество пережило нефтяной кризис 1973 года, резкое снижение цен в 1986 году и повторное падение цен на нефть в 1998-1999-е годы и бурный взлет в начале 2000-х годов. В связи с этим менялось и представление о нефти: оно варьировалось - в 1973-е годы и сейчас нефть считали уникальным и незаменимым ресурсом, а в 1980-е - лишь одним из видов сырья. Исходя их этого, государства и относились к своим нефтяным компаниям: их значение в национальной экономике и политике возрастало и уменьшалось в полном соответствии с колебаниями мировых цен.

    Мэттью Йоменс\Matthew Yeomans, автор исследования "Нефть. Анатомия Индустрии"\Oil: Anatomy of an Industry, утверждает, что мировые цены на нефть в краткосрочной перспективе зависят от политики (например, решений государств или войн), а в долгосрочной - от реальных потребностей мировой экономики. Во время многих войн мировые цены на нефть не росли: так произошло, например, во время войн в Корее и во Вьетнаме. Все меняется в случае, если боевые действия угрожают нефтяным месторождениям или нефтепроводам.

    Дэниел Ергин\Daniel Yergin, автор фундаментального труда "Приз: Эпическая Гонка за Нефтью, Деньгами и Властью"\The Prize: The Epic Quest for Oil, Money & Power, доказывает, что последние 100 лет нефть была и остается "кровью экономики". Все страны ищут способы эффективного использования нефти. К примеру, по мнению Ергина, одной из причин распада Британской Империи был неудачный опыт перехода от "угольной" к "нефтяной" экономике. По его мнению, контролируемые государствами нефтяные компании зачастую играли большую роль в мировой политике и экономике, чем сами государства, которым они принадлежали.

    Майкл Экономидес\Michael Economides и Рональд Олайни\Ronald Oligney, авторы книги "Цвет Нефти"\The Color of Oil: The History, the Money and the Politics of the World's Biggest Business, приводят хронологию образования государственных нефтяных структур. До 1960 года государственные компании действовали только в государствах, управляемых тоталитарными и авторитарными режимами. Основные причины их создания - отсутствие (полное или частичное) прав на частную собственность в сфере производства и\или желание государства обеспечить контроль над стратегическими ресурсами. Впрочем, уже тогда проводились первые национализации иностранных нефтяных активов: так, в 1938 году правительство Мексики приобрело контроль над месторождениями нефти, где работали американские и британские нефтяные компании. В 1951 году этим же путем пошел Иран.

    1960-е - начало 1970-х годов стали эпохой краха колониальных империй. Этот процесс сопровождался национализацией нефтяных резервов, а во многих случаях и национализацией активов, принадлежащих транснациональным нефтяным компаниям (это объяснялось тем, что иностранные фирмы не способны действовать в интересах народов стран, где добывают нефть). Государства стремились также получать большую долю доходов от экспорта нефти.

    В 1980-е годы начался период снижения цен на нефть, который привел к реформам государственных нефтяных компаний. Некоторые из них вывели акции на международные рынки, в других случаях власти провели реформы систем управления этими структурами. После распада СССР государственные нефтяные компании были образованы во многих постсоветских государствах. В 1990-е годы началась вторая волна национализации нефтяных активов (в Венесуэле, Эквадоре, Боливии и пр.).

    По данным Baker Institute, стратегические задачи, которые государства ставят перед своими нефтяными компаниями, весьма различаются. Среди них:

    - Независимое использование природных ресурсов, поддержка национальной экономики, а также обеспечение международного авторитета страны как важного игрока на энергетическом рынке. Примеры: Aramco (Саудовская Аравия), Роснефть (Россия), КазМунайГаз (Казахстан), Statoil (Норвегия), Petronas (Малайзия).

    - Обеспечение властей финансовыми ресурсами. Получаемые средства власти часто тратят на финансирование популистских программ, "придворных" политических партий, СМИ и пр. Примеры: NNPC (Нигерия) и Petroleos de Venesuela (Венесуэла).

    - Реализация пилотных проектов и спонсорство. Примеры: Petroleos de Venesuela (в 2005 году затратила более $6.9 млрд. на различные программы в сфере образования и здравоохранения), Petronas (тратит значительные средства на программы градостроительства), CNPC, CNOOC и Sinopec (все Китай), ONGC (Индия).

    - Осуществление экономической экспансии за рубежом. Примеры: CNPC, CNOOC, Sinopec, Statoil, ЛУКойл (Россия).

    Исследовательский центр Heritage Foundation пришел к выводу, что роль государственных нефтяных компаний будет невероятно важной до тех пор, пока мировой нефтяной рынок будет "рынком продавцов". Тогда, когда мировые цены на нефть снижаются и ситуация меняется в пользу покупателей, значение этих структур немедленно уменьшается, так же, как и их зависимость от властей.
  6. 37
    Комментарии
    4
    Темы
    37
    Репутация Pro
    Аватар для Sergius_Ch  
    Новичок

    2 Медалей
    Геополитическая нефть

    Государственные нефтяные компании играли и играют заметную роль в мировой политике.

    К примеру, после того, как в 1991 году Ирак захватил Кувейт, саудовская компания Aramco немедленно увеличила объемы добычи нефти, чтобы не допустить краха рынка. В 1980-е годы Aramco также играла на снижение мировых цен на нефть: это было способом лишить Иран финансов, необходимых для перевооружения армии (Саудовская Аравия тогда опасалась иранского вторжения).

    С другой стороны, нефтяные компании используются в качестве инструмента налаживания и укрепления связей с иными странами. Так, Иран предоставляет режим наибольшего благоприятствования государственным компаниям дружественных стран - прежде всего, китайским и индийским.

    Государственные нефтяные компании используются и как средство пропаганды, в том числе и зарубежной: так, венесуэльская Petroleos de Venesuela в 2006 года обеспечила топливом по льготным ценам около 50 тыс. малообеспеченных американцев - таким образом было проиллюстрировано заявление президента Уго Чавеса о том, что его режим враждует не с американским народом, а с "империалистическими властями" США. Попутно венесуэльская нефть используется для поддержки дружественных Чавесу режимов - Кубы, Никарагуа, Эквадора, в которых правят левые политики.

    1914- 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля над месторождениями нефти.

    1924 год. Первый "нефтяной" скандал в большой политике. Президент США Уоррен Хардинг\Warren Harding доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу\Albert Fall. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом"\Teapot Dome - поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Хардинга проводилось расследование, но Хардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом. Скандал не повлиял на нефтяные цены.

    1939-1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон.

    Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление ************ов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти. После того, как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива. Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.

    Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология долгое время не применялась - ее вновь начали использовать в США в конце 1990-х годов.

    Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2-3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.

    1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет поставки нефти на мировой рынок на 4 месяца резко сократились (на 1 млн. баррелей в день). Цены на нефть за короткое время выросли вдвое.

    1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Поставки нефти на мировой рынок на 2 месяца уменьшились на 2 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.

    1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника (точнее, Дня Скорби) Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве). Поставки нефти были сокращены на 2.6 млн. баррелей в день, дефицит нефти сохранялся более 6-ти месяцев.

    В результате, мировые цены не нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии.

    В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь, СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала так же важна для мировой экономики, как и доллар.

    1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть - исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты. Иранская революция стала причиной сокращения поставок нефти на 3.5 млн. баррелей в день, кризис продолжался полгода.

    1980 год. Ирак атаковал Иран, пытаясь получить контроль за богатыми нефтью провинциями. Это привело к сокращению поставок на 3.3 млн. баррелей ежедневно в течение трех месяцев. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.

    1981 год. Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК)\OPEC (была создана в Багдаде в 1960 году, ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла, ныне в состав ОПЕК входят 11 стран) сократила производство нефти примерно на четверть, по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились. В следующем году страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году - 3.4 млн. Однако появление экономичных моделей автомобилей позволило заметно смягчить этот кризис.

    1986 - 1987 годы. "Танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США\US Navy в зоне Персидского залива.

    1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировой рынок лишился 4.3 млн. баррелей нефти в день, что составляло примерно 13% рынка. Цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца октября мировые цены на нефть поднялись с $16.5 за баррель до $33. В начале 1991 года войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая, иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того, как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.

    2001 год. Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Цены на нефть заметно снизились. Чуть позже лидеры "Аль Каеды" призвали своих сторонников атаковать нефтяные объекты. Первые теракты такого рода были совершены в 2002 году.

    2002 год. В результате общенациональной забастовки Венесуэла резко уменьшила экспорт нефти. Итогом стало сокращение поставок на 2.1 млн. баррелей в день (эта ситуация продолжалась 3 месяца). Чуть позже в Нигерии начались волнения, итогом которых стало сокращение поставок на 0.3 млн. баррелей в день (на полгода).

    2003 год. США начали войну в Ираке, что привело к сокращению поставок иракской нефти на 1 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины - война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе).

    2006 год. Волнения в Нигерии привели к сокращению поставок на 0.4 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2005 году страны ОПЕК производили 29.9 млн. баррелей нефти в день, иные нефтепроизводящие страны - 50.1 млн. баррелей.

    2007 год. Мировые цены на нефть превысили рекордный уровень 1973 года (с учетом инфляции). Главными причинами считается нестабильность в Ираке, иранский ядерный кризис, а также рост потребления нефти.

    По материалам Washington ProFile

Вверх
РегистрацияX

чтобы писать, читать, комментировать